Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. Понятие личности - одно из центральных в отечественной психологии. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.
Одним из важных условий эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС является личностно-ориентированный подход.
Известные российские ученые И.С. Якиманская, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова и многие другие направляют свои усилия на создание теоретических и методологических основ личностно-ориентированного образования.
Обучение с личностно-ориентированным подходом:
1. предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
2. обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
3. учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
4. подразумевает подбор средств, методов, их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
5. предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.
Учитывая запросы времени, я в своей практике считаю более приемлемой технологию развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Уже в начале урока, чтобы создать атмосферу заинтересованности каждого ученика, целеполагание провожу в форме «ступеней», которые предлагаю преодолеть ребятам в течение урока. Ученики сами определяют, что на первой, повторительной, будет проведен опрос домашнего задания; на второй, ознакомительной, сообщение новых знаний; на третьей, закрепительной, будут предложены тренировочные упражнения с целью закрепления изученного материала. Причем, к «ступеням» в течение урока мы возвращаемся неоднократно, например, по завершении каждого этапа при подведении микроитога, а также во время рефлексии, чтобы определить, на какой «ступени» возникли трудности – и туда помещаем гирьку, а где было легко, там помещаем снежинку. Вариантов обыгрывания «ступеней» очень много.
Придать уроку личностно-ориентированную направленность поможет и правильная формулировка исследовательского вопроса с помощью самих же учащихся в начале урока, ответ на который они должны будут найти к концу занятия. Например, на уроке литературы в 10 классе по теме «Сравнительный анализ кинофрагмента и эпизода художественного текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», я предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Что воздействует сильнее: художественное слово или кинофильм?» Чтобы ответить на него, десятиклассники должны будут сопоставить эпизод художественного произведения с кинофрагментом, на основе чего сделать выводы – и это будет целое исследование, которое поможет ответить на сформулированный в начале урока вопрос.