ЭСО – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года
Концепция была разработана группой ученых и специалистов. Проект концепции прошел широкое обсуждение среди заинтересованных: рассмотрен на заседании Совета по информатизации при Министерстве образования Республики Беларусь, опубликован в нашем журнале, разослан в учреждения образования и органы управления образованием. Мы получили множество замечаний и предложений, которые в своем подавляющем большинстве были конструктивны, и которые мы учли в окончательной редакции концепции.
24 июня 2013 года концепция была утверждена Министром образования Республики Беларусь С.А. Маскевичем. В настоящее время при учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» создана рабочая группа по разработке плана мероприятий по реализации концепции. Просим свои предложения для включения в план мероприятий направлять в адрес Главного информационно-аналитического центра по электронной почте listopad@unibel.by
Отраслевая информационная среда системы образования Республики Беларусь
Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе
О внедрении электронных средств обучения в учебный процесс высших учебных заведений Республики Беларусь
Электронное средство обучения-это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.
Они служат источником учебной информации, управляют познавательной деятельностью учащихся, контролируют результаты обучения, оказывают индивидуальную помощь, содержат гиперссылки на дополнительную литературу для любознательных, а также развивают творческие способности, познавательный интерес и положительные мотивы учения.
По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
- обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
- программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
- контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
- информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;
- моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
- демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
- учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
- досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
К электронным средствам обучения относятся:
· Электронные учебники (мультимедийные издания на CD)
· Электронные учебные пособия (на CD)
· Образовательные сайты Интернета
· Электронные книги (издания) на CD.
Электронные учебники представляют собой мультимедийное издание, записанное на компакт-диске , структура которого (в отличие от книги) представляет собой «ветвящиеся файлы-страницы», снабженные гиперссылками. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
Электронные учебные пособия создаются по такому же принципу. Но в отличие от учебников они используются не как основные, а как вспомогательные (дополнительные) учебные средства.
Репетиторы; тренажёры; обучающие, игровые и предметные коллекции; справочники, словари; практические и лабораторные задания.
Электронные средства обучения, разработанные в рамках государственных программ
Наименование ЭСО |
Класс |
Год разработки |
Разработчик |
*** Всемирная история. История древнего мира |
5 класс |
2007 |
НП ООО «ИНИС-СОФТ» |
Всемирная история. Всемирная история с древнейших времён до конца XVIII века |
6-7 классы |
2008 |
Академия правления при Президенте Республики Беларусь |
Гісторыя Беларусі старажытных часоў. |
6 класс |
2005 |
Белорусский государственный университет |
Вялікае княства Літоўскае (другая палова ХІІІ – першая палова ХVІ ст.) |
7 класс |
. |
. |
*** Электр.карта Вялікае княства Літоўскае другая палова ХІІІ першая палова ХVІ ст. |
7 класс |
. |
. |
Всемирная история Нового времени: XVI- XVIII века |
10 класс |
2008 |
. |
Гісторыя Беларусі |
5-11 классы |
2009 |
НП ООО «ИНИС-СОФТ» |
Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт. |
. |
2008 |
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» |
В настоящее время на рынке электронных продуктов представлены
http://ofps.unibel.by/uch_pr/ist/isto.htm
Ссылки на локальные копии национальных ЭСО
http://www.edu.by
Архив электронных учебников по истории
http://slovo.ws/urok/historyofbelarus/index.html
ЭУП «История Беларуси вторая половина XIII первая половина XVI вв.»
http://history.rogachevoo.gov.by
Победители конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»
Уровень: о-областной, р-республиканский
Наименование ЭСО |
Уровень |
Год разработки |
Разработчик |
«Древний Восток» (программный проект по истории Древнего мира) |
р |
2010 |
УО «Миорская государственная общеобразовательная средняя школа №1» Витебской обл.( Ясинская Ольга Валерьевна) |
Мультимедийная хроно-коллекция истории Второй Мировой войны |
р |
2010 |
ГУО «СШ №47 г. Минска»( Приборович Артем Александрович) |
Операция «Багратион». По местам действий партизанских отрядов |
р |
2010 |
ГУО «СШ № 25 г. Могилева»( Макаренко Ирина Владимировна) |
Тайны пирамид |
р |
2010 |
Городиловская СШ Молодечненского р-на Минской обл.( Скопец Анна Николаевна) |
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) |
р |
2009 |
УО «Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения», г. Минск (Матохина Катерина Олеговна) |
Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны |
р |
2009 |
ГУО «Житомлянская средняя общеобразовательная школа», д.Житомля, Гродненский р-н, Гродненская обл. (Ровба Светлана Войтеховна) |
История Беларуси XIII-XVI вв. Интерактивные задания. |
о |
2012 |
ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа для детей с нарушением слуха»( Шоедер С.В.) |
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) |
. |
2011 |
ГУО "Житомлянская средняя общеобразовательная школа" Ровба С.В., Янушкевич С.Ю. |
Мультимедийный проект "Виленский тракт. Исторические и культурные памятники" |
. |
2006 |
Гимназия № 10 г. Молодечно Ситник Д.А. |
Программно-информационный комплекс по всемирной и булорусской истории |
. |
2006 |
Гимназия № 1 г. Солигорск Журавлевич О.Г. |
Шаповальство - визитная карточка Дрибинского района |
. |
2010 |
ГУО "Дрибинская СОШ" Денисевич Е.Н. |
Мультимедийная хроно-коллекция истории Второй Мировой войны |
. |
2010 |
ГУО "СШ № 47 г. Минска" Приборович А.А., Скорина А.С., Сыман А.И. |
Годы, опленные войной. Хроники Великой Победы |
. |
2009 |
СШ № 55 г. Минска Андреенко Р.Е., Коваленя А.А., Олейник Л.Ф. |
Киноурок "Память" (Афганистан болит в моей душе!) |
. |
2009 |
УО "Могилевский государственный областной лицей № 1" Разнорович Т.Ю., Тимофеев В.А., Харланов А.А. |
Медыажурнал" Мая Айчына" (старонкі гісторыі Гродзеншчыны) |
. |
2012 |
ГУО"Гудевичская гимназия" (Шелестович А. А.,Горячко М. Т., Шелестович А. А., Седеневская И.И.) |
Сядзібы беларусі |
. |
2012 |
ДУА "Граўжышкоўскі вучэбна-педагагічны комплекс яслі-сад-базавая школа" (Навіцкі Я. С.) |
Электронные книги (издания) представляют собой компьютерный аналог обычного (бумажного) издания той или иной книги. Электронные книги полезны тогда, когда нет соответствующих печатных изданий или их трудно достать. Наибольшее число электронных книг появляется по редким изданиям, которые не доступны широкому кругу читателей.
В учебном процессе электронные средства применяются при объяснении нового материала, закреплении и обобщении изученного материала, организации самостоятельной работы учащихся, проведении текущего контроля, организации лабораторной работы, как стимуляторы и тренажеры, в качестве дистанционного образования.
Электронные средства становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Ссылки, которые позволят создать свою электронную библиотеку:
Белорусская цифровая библиотека
Публичная историческая библиотека
http://www.istmira.com/istoriya-belarusi-knigi-skachat/
Каталог электронных книг по истории
http://knigian.net/history
http://knigian.net/history/istoriya-belarusi-2.html
Каталог исторических книг
http://www.belhistory.com/books5.shtml
Книги и энциклопедии по истории Беларуси
http://adverbum.org/l-belarus.htm
История Беларуси
http://eknigi.org/istorija/29812-istoriya-belarusi.html
Книги по истории Белой Руси
Электронный учебник по всемирной истории
http://www.bibliotekar.ru/istoriya/
Ссылки на электронные книги по истории Беларуси
http://www.all.by/0503_p2.html
Библиографический список книг по истории Беларуси
http://librarybseuby.ucoz.ru/load/istorija_belarusi_i_drugikh_stran/1-1-0-31
Образовательные сайты Интернета создаются, в основном, для дистанционного (заочного) обучения через сеть Интернет. Число таких сайтов во всем мире постепенно увеличивается.
Основное достоинство Internet - возможность простого и гибкого доступа к огромным информационным ресурсам и обеспечение электронных коммуникаций. В Internet представлены различные виды информации: библиографическая, реферативная и справочная информация во всех отраслях фундаментальных и прикладных наук, доступ к первоисточникам через библиотеки и специализированные службы, обеспечение возможности получения текстовых данных, полноразмерных копий, микрофильмов, первоисточников по межбиблиотечному обмену и т.д. В области электронных коммуникаций выделяются различные системы человеческого общения - личного и делового. Прежде всего это электронная почта, телеконференции, списки рассылки и т.д.
В Республике Беларусь Internet представлен сетью UNIBEL, созданной при поддержке Министерства образования и науки. Основная задача UNIBEL - обеспечение доступа мировое информационное сообщество для научных, образовательных и общественных кругов. Сеть UNIBEL первая в Республике, которая предоставляет непосредственный выход в Internet. UNIBEL объединяет ряд ведущих ВУЗов, научно-исследовательских институтов, библиотек и других организаций Республики. http://www.unibel.by
Информативные сети Интернет, которые хорошо спроектированы и содержат ссылки на другие полезные образовательные ресурсы.
Основы информационной культуры
http://lib.mygrodno.com/web-navigator/internet-resursy-rb/
Электронные образовательные ресурсы
http://mgeptk.sml.by/biblia/2011-09-28-06-43-32.html
Педагогика и образование
http://www.fio.by/predmet/pedagogika.php
Республиканский портал профессиональное образование
http://www.ripo.unibel.by/index.php?id=146
Интерактивная история
https://sites.google.com/site/interaktivnaaistoria/home
Школьный медиа-центр
https://sites.google.com/site/mediacenternn/Home/links
Электронныя сродкі навучання
1. Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций
5. Биология. Зоология. 8 класс
7. Всемирная история XVI-XVIII век
8. Всемирная история. История Древнего мира
9. География. География материков и стран. 8-9 классы
11. Русский язык. Занимательная грамматика
12. Занятия по интересам. 2-4 классы
14. Информатика
15. Испанский язык. Лексико-грамматический практикум. 5-11 класс
16. Лёгкая атлетика. 1-11 классы
17. Математика. Система динамической геометрии. 10-11 классы
19. Математика. Информационно-справочная система
21. Методика профориентационной работы
22. Музыка. 4 класс
24. Немецкий язык. Лексико-грамматический практикум. 10-11 классы
25. ОБЖ
26. ОБЖ
27. Отечественная и мировая художественная культура
28. Предметно-практическая деятельность. 1-4 классы
29. Речевой этикет
31. Русский язык. Формирование языковой компетенции
32. Русский язык и культура речи. 5-10 классы
35. Специальное образование. Математика. 1-5 классы
36. Система управления учебным процессом
37. Текстовые задачи
39. Физика. Квантовая физика. 11 класс
40. Физика. Оптика
42. Физическая география Беларуси. 10 класс
44. Французский язык. Лексико-грамматический справочник. 5-11 классы
45. Химия. Металлы и неметаллы
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ (ЭСО)
№п/п |
Учебный предмет |
Электронный ресурс |
разработчик |
1 |
Начальная школа |
Основы безопасности жизнедеятельности. 2 ‑ 4 классы |
ЦМРК БГУ |
2 |
Человек и мир. 1 ‑ 3 классы |
||
3 |
Русский язык. Начальная школа. 2 ‑ 4 классы. Речевой этикет |
||
4 |
Математика.2 – 4 классы |
Инфотриумф |
|
5 |
ЭСО для 1 ‑ 4 классов «Мир вокруг меня» |
||
6 |
Математика |
Информационно-поисковая система «Математика в задачах и решениях» |
|
7 |
Программный комплекс по курсу алгебры «Наглядная алгебра – 9» |
||
8 |
Программно-методический комплекс «Алгебра –10» |
||
9 |
Математика.1 – 5 классы |
||
10 |
Математика.Стереометрия |
Республика Беларусь/IBA |
|
11 |
Математика. Тесктовые задачи |
||
12 |
Универсальный графопостроитель |
Инфотриумф |
|
13 |
Математика. Информационно-поисковая система |
Софт-перспектива |
|
14 |
ПК "Наглядная алгебра". 9 класс |
Инфотриумф |
|
15 |
Математика. Система динамической геометрии. 10-11 классы |
"Электронные ресурсы" |
|
16 |
Математика. Подготовка к ЦТ |
Инфотриумф |
|
18 |
Геометрия. Стереометрия. 10 класс |
Проект "компьютер. Образование. Интернет" |
|
19 |
Геометрия 10-11 классы |
||
20 |
Информатика |
Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система |
Софт-перспектива |
21 |
Физика |
ПМК "Наглядная физика". Введение. 7 класс |
Инфотриумф |
22 |
ПМК "Наглядная физика". Часть 1. 8 класс |
||
23 |
ПМК "Наглядная физика". Часть 2. 9 класс |
||
24 |
ПМК "наглядная физика". Часть 3. 10 класс |
||
25 |
ПМК "Наглядная физика". Часть 4. 11 класс |
||
26 |
ПМК "Наглядная физика". 9 класс (для 12 летней школы) |
||
27 |
Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория |
Полоцкий ГУ |
|
28 |
Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей |
||
29 |
Физика. Квантовая физика |
Инфотриумф |
|
30 |
Астрономия |
Астрономия. Библиотека наглядных пособий |
Проект "Компьютер.Образование. Интернет" |
31 |
Химия |
Химия. 7-9 классы. Химический практикум |
ИНИС-СОФТ |
32 |
Химия. 10-11 классы. Химический практикум |
||
33 |
Химия. Металлы и неметаллы. 10 класс |
||
34 |
Биология |
Биология. Генетика |
БГУ |
35 |
Биология. Зоология. 8 класс |
ИНИС-СОФТ |
|
36 |
География |
Начальный курс географии. 6-7 классы |
МедиумМ |
37 |
География материков и стран. 8-9 классы |
ИНИС-СОФТ |
|
38 |
Физическая география Беларуси. 10 класс |
||
39 |
Белорусский язык и литература |
Беларуская мова. 5-7 классы |
Софт-перспектива |
40 |
Беларуская мова. Сінтаксіс і пунктуацыя |
||
41 |
Беларуская літаратура. Сусвет роднага слова |
ЦИРК БГУ |
|
42 |
Дарогамі Максіма Багдановіча |
Проект "Компьютер.Образование.Интернет" |
|
43 |
Электронны дапаможнік «Вывучаем беларускі правапіс у школе і дома» |
||
44 |
Учебно-тренировочный комплекс по белорусскому языку «Пішам правільна» |
||
45 |
Русский язык и литература |
Русский язык. 5-10 классы |
ЦИРК БГУ |
46 |
Русский язык. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции. 5 класс |
Софт-перспектива |
|
47 |
Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения. 5-10 классы |
||
48 |
Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX-XX веков |
||
49 |
"Помни о нём" (к 175-летию А.С.Пушкина) |
Проект "Компьютер.Образование. Интернет" |
|
50 |
Иностранные языки |
ПМК "Английская лексика" |
ИНИС-СОФТ |
51 |
Английский язык. Лексико-грамматический практикум. 10-11 классы |
"Электронные ресурсы" |
|
52 |
Немецкий язык. Лексико-грамматический практикум. 10-11 классы |
||
53 |
Французский язык. Лексико-грамматический практикум. 10-11 классы |
||
54 |
Испанский язык. Лексико-грамматический практикум. 10-11 классы |
||
55 |
Активное обучение английскому языку с помощью Wiki- ресурса |
Проект "Компьютер. Образование. Интернет" |
|
56 |
Useful English for Bisness Oriented People |
||
57 |
Town and village |
||
58 |
Электронный образовательный ресурс по немецкому языку для 3 класса «Buntes Deutsch Aktiv» |
||
59 |
Физическая культура и здоровье |
«Уроки физической культуры и здоровья. Аэробика». 5-11 классы |
Проект "Компьютер. Образование. Интернет" |
60 |
«Уроки физической культуры и здоровья. Легкая атлетика». 1-11 классы |
||
61 |
"Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика». 9-11 классы" |
||
62 |
Трудовое обучение, черчение |
Черчение |
|
63 |
ОБЖ |
Серия обучающих фильмов по ОБЖ |